Общая информация о пульпите

Пульпит представляет собой воспалительное заболевание, протекающее в нервно-сосудистой части зуба – пульпе, которое может являться отдельным воспалительным процессом, а также осложнением кариеса или неправильног его лечения.

Причинами образования пульпита могут стать следующие процессы:

• микробное воздействие стафилококка, лактобактерий, стрептококка, продуктов их жизнедеятельности и токсинов, находящихся в кариозном очаге;
• распад эмали;
• неправильно поставленная пломба;
• травма, сопровождающаяся переломом зуба;
• воздействие вредных химикатов, входящих в состав низкокачественных пломб;
• оперативные вмешательства, а также слишком быстрое ортодонтическое перемещение зубного ряда.

Но все же, наиболее часто пульпит вызывает инфекция.

Виды пульпита

Пульпит подразделяется на два вида:

1. Острый пульпит

Острый пульпит характерен для состояния, когда инфекция проникла в пульпу при условии закрытой камеры. Вначале процесс имеет форму очагового воспаления – серозный пульпит, который может распространяется на верхнюю (коронковую) и нижнюю (корневу
ю) часть пульпы, и эта форма заболевания уже называется диффузным пульпитом.

Еще через несколько дней, которые пациент проводит на обезболивающих препаратах, надеясь, что «все само пройдет», заболевание плавно перетекает в гнойную фазу, сопровождающуюся острой болью, приступы которой, по сравнению с начальной стадией, увеличиваются в несколько раз.

2. Хронический пульпит

Постепенно, острый пульпит переходит в хроническую стадию, которая может быть выражена в фиброзной, гипертрофической и гангренозной форме.
Наиболее часто образовыается фиброзный пульпит, от которого разрастается волокнистая ткань. Если пульпарная ткань через открытый зуб разрастается в несколько раз, то это свидетельствует о наличии гипертрофической формы заболевания, но самой опасной стадией считается гангренозный пульпит, когда ткань пульпы, вместе с нервами и кровеносными сосудами распадается, вызывая потемнение эмали коронки. Кстати, из фиброзной формы может развиться пролиферативный пульпит – он образовывается в случае, когда пульпа обнажена из-за разрушенной коронки, и на нее постоянно воздействуют бактерии и механические нагрузки.

Симптомами острого пульпита можно назвать:

• сильную пульсирующую боль, протекающую в нервных ответвлениях, усиливающуюся ночью;
• периодический характер болевого синдрома;
• реакцию зуба на тепло и холод, но при этом нечувствительность коронки при постукивании по ней.
Симптомами хронической формы является:
• увеличение промежутков острого болевого синдрома, хотя фиброзная форма может протекать безболезненно;
• болезненные ощущения, возникающие при постукивании по коронке;
• частое наличие гипертрофических полипов в открытой коронке.

Как видите, острый и хронический пульпит достаточно похожи своей симптоматикой, но есть определенные черты, которые позволяют стоматологам точно определить, в какой стадии заболевания на данный момент находится зуб.

Диагностика и лечение пульпита

Диагностика пульпита носит индивидуальный характер, поскольку у ряда пациентов отсутствует основной симптом – пульсирующая сильная боль, а в случае ее присутствия, пациенту трудно определить, какой именно зуб болит, поскольку создается впечатление, что ноет по крайней мере половина челюсти.

Именно поэтому стоматологи предпочитают использовать метод дифференциальной диагностики – рентген, совмещенный с визуальным осмотром и жалобами пациента. Только в этом случае стоматолог может понять, какой зуб поражен (если, скажем, заболевание протекает под пломбой), а также определить форму заболевания и назначить лечение.

Обычно, лечение заключается в том, чтобы удалить нерв и воспаленную пульпу. Процедура проводится под местной анестезией во время первого посещения стоматолога. В некоторых случаях, врач выбирает постепенную схему лечения – вначале умертвляет пульпу мышьяком, а во время второго посещения удаляет ее мертвую ткань, пломбирует каналы и накладывает пломбу, закрывая зуб.

Мы привели общую практику лечения, но, если говорить более предметно, существует две схемы лечения пульпита:
• консервативная форма;
• хирургическое вмешательство.

Консервативное лечение пульпита

Консервативный способ лечения используется тогда, когда жизнеспособность зуба еще можно сохранить, применяя ее, как правило, при лечении молодых людей (при условии, что патологические процессы обратимы, например, при пульпите, вызванном травмой).

Консервативная схема предполагает такое же лечение, как во время кариеса, при этом главной его особенностью является использование медикаментов, которыми обрабатывается зуб. Это могут быть сложные антибиотики и ферменты протеолитического типа, а вот активно применяемые еще лет 20-30 назад эфир и спиртосодержащие препараты медики сегодня не употребляют.

Также врач может использовать более современный, биологический способ лечения, подразумевающий, что во время первого визита к врачу, тот препарирует полость зуба, пораженную кариесом, проведет медикаментозную ее обработку и установит прокладку, пропитанную соединениями кальция, а затем – прокладку из стеклоиномерной цементирующей смеси и временную пломбу. Также назначается лечение лазером в качестве физиотерапевтической лечебной процедуры и примем нестероидных препаратов. Если на протяжении двух-трех недель воспаление не развивается, временная пломба заменяется постоянной.

Хирургическое лечение

Хирургический метод используется в 70% случаев, подразумевая под собой частичное или тотальное удаление пульпы, которая может быть живой, мертвой или мумифицированной.

Наиболее часто стоматологи применяют метод девитальной ампутации, заключающийся в умерщвлении и мумификации пульпы посредством применения мышьяка или пасты на основе формальдегида. Далее удаляется верхняя часть пульпы, участок обрабатывается медикаментами, во избежание появления инфицирования, и устанавливается временная пломба. Если воспалительный процесс остановился, устанавливают постоянную пломбу, если нет, удаляют ее нижнюю часть.

Девитальная экстирпация пульпы – еще один метод хирургического лечения, при котором пульпа умертвляется либо мумифицируется, полностью, удаляясь во время следующего визита к врачу. После этого пломбируются каналы, и устанавливается постоянная пломба.
Во время витальной экстирпации, еще одного способа хирургического вмешательства, нерв удаляется под анестезией.

Профилактика пульпита

Лучшая профилактика пульпита – гигиена, точнее, правильная гигиена и уход за полостью рта, а также лечение кариеса на первых этапах его возникновения.

Если не лечить уже развившийся пульпит, он может превратиться в периодонтит, а возможно, и в некроз, поэтому каждому необходимо раз в полгода посещать стоматологический кабинет.

Преимущества нашей клиники

Наша клиника может предложить вам самое современное лечение пульпита и других дентальных заболеваний, как на ранней, так и на поздней стадии их развития. К услугам пациентов предоставляется лучшее диагностическое оборудование и материалы, также в их распоряжение поступает опытная команда врачей, часть из которых прошла стажировку за границей. Это позволяет решать стоматологические проблемы на уровне лучших европейских и американских стоматологических клиник, поэтому в качестве нашей работы вы можете не сомневаться.

Для того, чтобы начать профессиональное лечение ваших зубов, вам достаточно записаться на консультацию к стоматологу, который определит степень развития заболевания, выберет схему лечения и проведет все необходимые процедуры. Не затягивайте решение проблемы, ведь чем раньше вы обратитесь к нам, тем больше шансов сохранить ваш естественный зубной ряд и вылечить пульпит максимально дешево и безболезненно.